?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    

Дискуссии по мировой повестке дня – в Харьков!

 

В Харьковском национальном университете имени В.Н.Каразина прошёл первый Международный междисциплинарный круглый стол по теме «Цивилизационные и культурные основания пост-кризисного развития».

 

Задача круглых столов, организуемых научным журналом «Социальная экономика» – постановка и обсуждение вопросов и проблем поиска, осознания и артикуляции цивилизационных и культурных оснований построения мировоззрений и проектов пост-кризисной миро-экономики и пост-кризисного сотрудничества и социально-культурного, политического и экономического развития и взаимодействия. Мы рассчитываем эти мероприятия послужат формированию международной сети исследователей, озабоченных названной проблематикой и выходу к сотруднической кооперации и взаимодействию.

 

Наряду с учёными Харькова, Донецка, Одессы в первом круглом столе принял участие профессор Николай Клаус Петро, профессор политологии Университета Род Айленда, член «Валдайского клуба», в прошлом - высокопоставленный сотрудник Администрации США, автор восьми книг о России.



Здесь первый репортаж о событии уважаемой Е.Л.Зелениной.

  http://www.timeua.info/261010/28351.html





Модернизация по…

Помните, в разгар финансового кризиса 2008–2009 годов, стоя под ледяным душем многочисленных банкротств, международный хор аналитиков заклинал: после кризиса мир станет иным. Каким? Никто не знал.

Но казалось, что экономика, основанная на финансовых спекуляциях, цинизм и стремительно растущие дисбалансы в доходах между «богатыми» и «бедными» уйдут в прошлое. Пусть не сразу, а постепенно, но некий поворот к модернизации цивилизованных обществ станет необратимым.

С момента начала кризиса прошло два года. И что? А ничего! Правительства пострадавших государств и мировые финансовые институты отделались легким испугом. Бреши, пробитые стремительным падением экономик, они затыкают сокращением пенсий, зарплат, массовой безработицей и повышением пенсионного возраста. Банки получили государственные стабилизационные кредиты за счет средств налогоплательщиков, и экономики потихоньку восстанавливаются. Хотя скомпрометировавшие себя монетарные и фискальные инструменты остались прежними, что вызвало бурю негодования и забастовок по всей Европе. И заставляет думать о том, что, наверное, правы те, кто прогнозирует новые экономические катаклизмы уже в ближайшем будущем. А дискуссии о пережитом и прогнозы перекочевали с экранов телевизоров в тихие университетские аудитории.

«Цивилизационные и куль­турные основания пост­кри­зис­но­го развития» — дискуссию на эту тему организовали Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина и Государственный университет Рой-Айленда (США) по инициативе журнала «Социальная экономика». Тема нравственных императивов современности нашла здесь свое продолжение.


 

Когда доктор ставит диагноз… государству

От выступления доктора медицинских наук, заведующего отделением политравмы и шока Института общей и неотложной хирургии Академии медицинских наук Украины, профессора Николая Голобородько автор этих строк получила несравненное удовольствие. Чего стоит только одна его фраза: «Бежали за Америкой, а догнали Африку».

В концентрированном виде диагноз посткризисной Украине звучит так: общий социальный психоз, неадекватное поведение, неспособность критически оценивать происходящее, утрата самостоятельности, утрата инстинкта самозащиты и сохранения рода, утрата здравого смысла, деструктивное поведение и творческое бесплодие.

Соответствующие примеры и факты из выступления доктора я приводить не буду. Потому как читателю достаточно открыть свой кошелек через пару дней после получки или пенсии, включить телевизор с политическим ток-шоу или просто выглянуть в окно и увидеть, как молодежь пьет пиво и отчаянно матерится, чтобы насобирать этих примеров, как говорится, вагон и маленькую тележку.

— И, обратите внимание, все это мы воспринимаем и культивируем добровольно, — подчеркивает профессор медицины.

Какой рецепт, по мнению хирурга, можно «выписать» стране в этой ситуации? Вот как Николай Константинович выстраивает приоритеты: моральная и интеллектуальная защита сознания человека, охрана окружающей среды, медицина и здравоохранение. А еще очень даже показана процедура – ревитализация. На языке медицины этот латинский термин означает омоложение, обновление организма. На языке экономики — модернизацию.

Субъекту управления мешает… объект

Модернизация стала сегодня ключевым словом дня. Примерно такую же роль 20 лет назад играло слово «демократия». О модернизации твердит президент России Дмитрий Медведев и строит оазис для развития высоких технологий под названием «Сколково», пригласив курировать научную стройку века нобелевского лауреата Жореса Алферова.

Виктор Янукович тоже вооружился соответствующим лозунгом: он строит не какую-нибудь там Силиконовую долину под Киевом, а в целом — «новую страну».

Модернизация сейчас, как демократия на излете 80-х, должна, согласно распространенным представлениям, спасти страну, вывести ее к новым историческим рубежам и горизонтам развития.

В то же время, для значительной части экономической и административной элиты модернизация – это просто совокупность программ, позволяющих получить недорогое финансирование из государственного бюджета или от окологосударственных банков.

Крупные отряды бюрократии нередко понимают модернизацию как точечную замену аппаратных кадров – «не совсем правильных» чиновников на «совсем правильных», т. е. принадлежащих к сменяющим друг друга у власти финансово-промышленным группам.

— Сегодня доминирует маккиавеллиевская концепция власти — как силовая игра без правил, оторванная от семьи, рода, здоровья, Бога, идей справедливости и т. д., — заметил кандидат экономических наук, заместитель главного редактора журнала «Социальная экономика» Александр Коврига. — Во всем мире идут процессы узурпации и переузурпации власти, ее переформатирование непрерывно. По своей природе власть всегда сакральна и в ней всегда есть тайна и способность удерживать формы организации сознания людей на протяжении длительного времени, с этой точки зрения сегодня у нас — ренессанс государства. Во всем мире происходят попытки усилить механизмы власти и установить жесткий контроль над всем, что происходит в обществе. И все феноменальные вещи, которые происходили с нами в кризис и происходят ради преодоления его последствий, являются инструментами власти. 

 

Анатолий Крисилов, доцент Института информационных технологий из Одессы, в течение десяти лет участвовал в социально-экономическом мониторинге власти на уровне одесского региона. Целью социологов и системных аналитиков было выяснить, какими рычагами действует областная власть и к чему это приводит. «Срезы» показателей делали каждые десять месяцев.

— Каждый следующий срез показывал все более низкую компетенцию управления, — отмечает ученый. — Потрясающе! От потенциально возможного количества баллов управленческий ресурс реализуется лишь наполовину. Потом еще на 10% ниже, через полгода-год еще на 10% ниже, сегодня меньше четверти потенциального ресурса реализуют все административные органы. И второй характерный момент: равнодушие к потребностям громады. Субъекту управления мешает объект.

В общем, по мнению доцента Украинской государственной академии железнодорожного транспорта Виктории Компаниец, главная причина кризиса – морально-духовное состояние общества и непрофессионализм.

Значит, в коррекции этой сферы следует искать и панацею от последующих экономических катаклизмов?

Множественность современности

В 90-е годы отечественные ученые еще пытались заикаться о поиске особого украинского пути в цивилизационном развитии. Сегодня, когда мы уже окончательно увязли в долговых обязательствах перед МВФ и другими международными финансовыми институциями, об этом уже никто не говорит. То ли не нашли этого самого «особого» пути, то ли не видят в нем смысла, поскольку «уже все схвачено». А вот политолог Николай Клаус Петро, профессор кафедры политических наук университета Рой-Айленда, уверен, что главная проблема распространенных в западном мире подходов к модернизации состоит в том, что она требует резкого разрыва с прошлым и мгновенного внедрения новых, так называемых западных, культурных ценностей.

— К сожалению, этот подход никогда и нигде не срабатывал, — говорит Николай Петро. — Его пытались испытывать в Африке и Латинской Америке в 60 — 70-е гг., в Азии – в 80-е, в Восточной Европе – в 90-е. И, согласно мнению большинства аналитиков, в каждом случае импортная модернизация проваливалась.

Дело в том, что импортируемые подходы к модернизации и развитию сфокусированы на строительстве новых институциональных экономических стимулов, которые способны изменить человеческое поведение. И никого не интересует, как местная культура реагирует на эти стимулы и институты. Именно такой тип модернизации предлагается сегодня Западом Украине и России.

    Но почему после повсеместной неудачи этого подхода он так сильно укоренился в умах на Западе? Профессор из университета Рой-Айленда подозревает, что в этом виноваты «жители западных стран, которые привыкли видеть свое общество как апофеоз человеческого прогресса, поскольку модернизация рассматривается как исключительно западная ценность». А, значит, не может быть и иных подходов.

Но нашелся другой ученый – профессор социологии Еврейского университета в Иерусалиме Шмуель Айзенштадт, который сумел доказать, что в обществах Индии, Китая и Востока в целом возникают уникальные цивилизационные комплексы: современность, преломленная сквозь местные традиции. Традиционная картина единственно верной «царской дороги» цивилизованных обществ замещается тезисом о множественности современности.

В своих работах он предлагает альтернативу известному тезису о надвигающемся столкновении цивилизаций. Он доказал, что появление нескольких моделей развития является вполне закономерным результатом социальных перемен и что модернизация возможна даже в самых традиционных обществах.

Но каковы отсюда выводы для Украины и, может быть, для других славянских православных стран?

Три вывода американского ученого заслуживают внимания.

Во-первых, следует подчеркнуть, что экономические и политические реформы тесно связаны с оживлением культурной идентичности, что поможет созданию среды, восприимчивой к реформам. Во-вторых, даже в отсутствие национального консенсуса местные элиты могут формировать общие ценности и приоритеты. В-третьих, культуры, корни которых уходят в глубь столетий, уже пережили несколько попыток изменить их. Такое долголетие предполагает высокий уровень приспособляемости к меняющимся обстоятельствам. Современным сторонникам модернизации следует изучать водовороты и течения в этом потоке, чтобы таким образом помочь политическим лидерам прочертить курс на модернизацию с минимальным сопротивлением. Даже самая неблагоприятная культурная среда содержит в себе достаточные ресурсы для модернизации, необходимо лишь их увидеть.


 

Profile

KAZAKI
avkovriga
avkovriga

Latest Month

August 2016
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner